Банки vs мошенники: обманщики чаще побеждают

Жертвам мошенников все реже удается вернуть похищенное обманным путем. В I квартале злоумышленники украли у клиентов банков 3,3 млрд руб., это на 14% больше того же периода год назад, говорится в отчете Банка России. Из украденного вернули клиентам всего 6,2%, или 204,2 млн руб., тогда как год назад доля возврата была 7,3%, или 210 млн руб., – этот показатель падает с 2019 года. Проблема связана с тем, что разглашение данных третьим лицам снимает ответственность с банков.

 

Больше всего мошенники традиционно крадут через мобильный банкинг: им удалось похитить в I квартале 1,66 млрд руб., из которых 72% – методом социнженерии. Банки вернули своим клиентам лишь 1,1% (18,3 млн руб.).

 

Злоумышленники активно применяют комбинированные схемы мошенничества (преимущественно телефонного), при которых человека вынуждают самостоятельно совершить перевод на подконтрольные мошенникам счета. А учитывая, что жертвы добровольно совершают перевод денег, банки по действующему закону не обязаны компенсировать похищенную сумму, напоминает представитель регулятора: именно по этой причине наблюдается рост операций без согласия клиентов в этом канале и снижение доли возмещенных средств.

 

ЦБ и банковское сообщество пытаются решить проблему социальной инженерии и возврата похищенных у граждан денежных средств, но пока безрезультатно.

 

17 мая регулятор предложил обязать банки на два дня приостанавливать зачисление денег на счета, которые находятся в базе данных ЦБ о переводах денег без согласия клиента. Как банк – отправитель средств, так и банк-получатель должны проверять платежи и переводы на признаки мошенничества. Если деньги перечисляют на счет, содержащийся в базе ЦБ, то у банка должно быть право приостанавливать доступ владельца такого счета к дистанционному обслуживанию, чтобы деньги не были выведены мгновенно после их поступления. Это «так называемый период охлаждения, когда у гражданина будет время обдумать и оценить совершаемые действия», — рассказал директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров.

 

Предлагаемый механизм не решит полностью проблему с мошенничеством, но поможет предотвратить значительное количество хищений денежных средств с использованием социальной инженерии, считает представитель Сбербанка. Он также отметил, что механизм заморозки должен применяться не в обязательном порядке, а по усмотрению банков, которые обладают большим объемом информации в каждой конкретной ситуации.

 

В середине апреля ЦБ также рекомендовал банкам временно ограничивать онлайн-доступ к счетам, информация о которых есть в базе данных ЦБ о переводах денег без согласия клиента, уведомлять об этом клиентов и указывать им причину.


Дополнительная информация

ОЛИВИН - СЛУЖБА ЗАЙМОВ | 124DENGI.RU © 2014 - 2021
ООО "МКК "ОЛИВИН ФИНАНС"
ИНН/КПП 2466161737/246601001 ОГРН 1152468021397